Выученная беспомощность

Выученная беспомощность Психология

Люди часто любят говорить, что «то, что нас не убивает – делает нас сильнее». К сожалению, для некоторых постоянные неудачи, ограничения и трудности оказывают противоположный эффект. Такое состояние, когда после неудач человеком не предпринимается никаких действий для изменения ситуации, известно в психологии и называется выученная беспомощность.

Синдром выученной беспомощности

Синдром выученной беспомощности (или приобретенной, обученной) описывает состояние человека (или животного), при котором им не предпринимается никаких действий, чтобы улучшить свои условия жизни или свое состояние, несмотря на то, что возможность есть.

Проявляется феномен обычно после нескольких неудавшихся попыток, которые сопровождались негативными физическими или эмоциональными ощущениями. Люди испытывают потерю контроля над ситуацией, своей жизнью, теряют уверенность в себе и своих способностях, депрессивные симптомы и пр.

Личная беспомощность – состояние стабильное. Ему более подвержены дети и подростки, а также взрослые, пребывавшие долгое время в ситуации лишения. Но наблюдаем мы ее отголоски не только у отдельных личностей, но и в целых корпорациях, городах и странах, где население не решает ничего.

Открытию данного феномена мы обязаны американскому психологу Мартину Селигману.

Мартин Селигман

Предпосылки для открытия появились еще в 1964 году. Психолог Селигман проводил серию экспериментов с собаками по схеме И. П. Павлова для сформирования у животных условного рефлекса на страх в ответ на высокий звуковой сигнал. В роли негативного подкрепления был использован электрический ток, поступавший после воспроизведения звука.

Спустя ряд серий, ученый открыл клетку, чтобы проверить, появился ли страх звука. Ожидания, что собаки начнут убегать в ответ на сигнал, не оправдались – животные ложились, скулили и не предпринимали никаких действий для своей защиты. При этом страх присутствовал — было видно, что они ждут боли от удара, но прошлые попытки остановить механизм не привели к результату, поэтому животные сдались. Такое поведение противоречило теории бихевиоризма, что заинтересовало Селигмана, и он продолжил исследование.

В 1967 году Мартин Селигман снова применил ту же схему для подтверждения своей теории о природе беспомощности.

В эксперименте участвовало три группы животных: первая могла избежать удара током, нажав на панель, отключающую питание системы подачи тока; вторая имела такую кнопку, но ее нажатие не отключало ток; третья группа удара током не получала.

После воздействия, в соответствии с номером группы, всех собак поместили в один ящик с перегородкой, через которую можно было перепрыгнуть и убежать. Первая и третья группы так и сделали, а вот вторая, которая была лишена возможности контроля ситуации, металась по ящику, а потом ложилась на пол, перенося удары разной интенсивности.

Таким образом, Селигман пришел к выводу, что беспомощность вызывает не неприятное событие, а неспособность контролировать его. Животное привыкает к бездействию, если его прошлые попытки не имели смысла.

Изучения феномена продолжилось в 1976 году на людях продолжили Эллен Лангер и Джудит Роден. Они выбрали два этажа дома престарелых в штате Коннектикут. Людям из экспериментальной группы давали возможность увеличить ответственность за себя и свой образ жизни, а для контрольной группы сохранялась обычная жизнь с заботой персонала. Т.е., первая группа имела выбор и возможность контролировать ситуацию, а вторая жила как обычно, но присутствовала зависимость от медицинского персонала во всех решениях. Через 3 недели провели опрос испытуемых об удовлетворенности своей жизнью, а персонал оценил активность и общее состояние пациентов. В результате первая группа оценила свое состояние более счастливым, чем вторая. Медицинский персонал также подтвердил, что состояние контрольной группы ухудшилось по сравнению с экспериментальной.

Исследования проводились и на учениках школ, чтобы выявить связь между беспомощностью и неуспеваемостью. Участвовало 65 испытуемых, они заполняли опросник ОСАД, после чего их делили на 3 группы (с наличием симптомов, отсутствием и промежуточными данными). Дальнейшее изучение первых двух групп подтвердило наличие связи.

Откуда берется

Как мы отметили выше, главная причина формирования синдрома выученной беспомощности кроется в онтогенезе самой личности. Это – потеря контроля над своей жизнью, неспособность в прошлом повлиять на какие-либо ситуации. Чаще всего это длительное негативное воздействие, которое вызывает внутренний протест, но избежать его не получается (давление семьи, травля в школе, невыносимые условия на работе, вынужденная изоляция, плен, насилие и пр.). Но бывают и единичные ситуации, когда одна неудача влечет за собой потерю инициативы. Такое поведение наблюдается у людей с зависимой позицией, Жертвы (демонстрация своей беспомощности, попытки привлечь внимание, месть).

То есть, основываясь на своем опыте, человек приходит к определенным выводам, переставая надеяться и искать выход из проблемы.

Как говорил отечественный психолог Ковалев Г.А. – формируется наша личность уже в детстве. Так что невыраженный, неустойчивый стиль воспитания ребенка (сегодня его за какое-то действие хвалят, а завтра ругают), потакание всем капризам или же наоборот – полное ограничение воли ребенка, аргументируя это тем, что он ничего не знает и не понимает, несправедливые обвинения из-за того, что родители проецируют на детей свои черты и проблемы – все это впоследствии провоцирует у детей появление чувства того, что он ничего не решает, не умеет и не способен изменить. Еще Э.Эриксон в своих исследованиях доказал, что предотвращение переживания чувства беспомощности в детства, дает человеку вырасти более самостоятельной и зрелой личностью.

У взрослых механизмы схожи. К примеру, на работе это обесценивание инициатив сотрудника, при этом повышение его коллег за меньшие успехи.

Что представляет собой

Если рассматривать проявления синдрома выученной беспомощности у животных, то это будет:

  • Заторможенность реакций;
  • Ослабление мотивации достижений;
  • Трудности к обучению новому;
  • Выпадение и ломкость волос (шерсти, перьев);
  • Нарушения артериального давления;
  • Нарушения функции желудочно-кишечного тракта и др.

Не будет новостью, что и у человека будут наблюдаться подобные симптомы, хоть и в измененном виде. Страх совершить ошибку, получить наказание и доказательство того, что твои усилия ничего не стоят, являются двигателем того, что люди не стремятся у чему-то новому, у них нет мотивации и желания что-то решать, брать ответственность, они испытывают чувство бессилия и вины за то, что они такие никчемные. Вина и нерешенные проблемы служат причиной появления психосоматических заболеваний, неврозов, депрессии.

У таких людей действуют следующие установки:

  • Это смогут сделать другие, а не я.
  • Все мои успехи благодаря другим, а неудачи – из-за меня.
  • Лучше все равно не будет.
  • Смысл что-то делать, если все равно не получится.

Как избавиться от синдрома заученной беспомощности

Переживать на тему наличия у человека выученной беспомощности можно долго, и тогда ее преодоление будет все откладываться. Необходимо принять наличие проблемы и понять, что надо менять что-то в себе.

В тяжелых случаях необходима помощь специалиста (если наблюдаются симптомы депрессии, апатия и пр.), но по большей части можно помочь себе самому. Важно лишь знать, как бороться с недугом.

Существуют следующий средства, помогающие избавиться от выученной беспомощности.

  1. Оптимизм. Это совет, подходящий под многие жизненные ситуации. Но в случае с навязанной беспомощностью, он играет решающую роль. Именно негативное, пессимистичное отношение к жизни является толчком к бессилию и неумению принимать удары жизни. Люди с мыслями, что все плохое случается только с ними, что они – жертвы обстоятельств, склонны к депрессиям. Неудачи бывают у всех. Надо быть готовым к тому, что не всегда все бывает радужно и перестать нервничать по малейшему поводу. Умение принимать свой проигрыш важен как никогда.
  2. Учение Эдисона. Создатель электрической лампочки отличался мудрым взглядом на жизнь. Он считал, что неудача – всего лишь очередной шаг к успеху. Не все получается с первого раза. Важно держать в уме цель, ради которой ты что-то делаешь. Тогда очередная неудача не будет казаться глобальным провалом, а лишь шансом что-то исправить.
  3. Новые пути. Если вспомнить эксперимент Селигмана, то собаки делали всегда одно и то же действие, а не получив результат – бросали попытки. В качестве совета, чтобы преодолеть беспомощность, хочется предложить искать новые пути к решению проблем. Нельзя, предпринимая одно действие, рассчитывать каждый раз на новые исходы.
  4. Маленькие шаги. Люди во многом фаталисты. Мы выработали привычку ставить себе какую-то одну масштабную цель, неудача в которой воспринимается трагедией всей жизни. Поэтому важно иметь в своем списке множество небольших целей, достижение которых приближает к основной. Надо каждый день достигать чего-то малого и хвалить себя за это. Так, выученная беспомощность будет лечиться выученной успешностью.
  5. Здоровый перфекционизм. Люди с излишним стремлением к совершенству также подвержены чувству беспомощности, потому что в их жизни все должно быть идеально. В какой-то мере это уже показатель невротического поведения, а потому для снижения уровня стресса надо понять, как порой неважны мелкие недочеты, шероховатости и изъяны.
  6. Не бездействуйте. Стоит почувствовать себя беспомощным в одной сфере, как пропадает мотивация делать что-либо вообще. Это в корне неверно. Надо постоянно делать хоть что-то. Перестановка, ремонт, праздничный ужин, поход – это действия, в которых контроль удержать можно и нужно. Становитесь автором своей жизни постепенно.
  7. Рефрейминг. Это техника НЛП, суть которой – искать в каждой неудаче что-то позитивное, выгодное для себя. Это поможет вашему организму правильно реагировать на определенные ситуации, так как в случае выученной беспомощности негативные реакции на неудачи всегда чрезмерны. Достигается необходимый результат с помощью «договоренностей с самим собой». Это может быть, как в виде текста (шаблона) возможных плюсов, так и проговариванием. Важен лишь итог. Так, увольнение с работы – трагедия, несмотря на то, что человек ее не любил, имел с нее маленький доход. По рефреймингу, он должен сказать себе «ты можешь воспринимать это как крах, а можешь как способ наконец заняться тем, чего всегда хотел».
  8. Позитивные примеры из жизни. Человеку в такой жизненной ситуации важно увидеть и понять, что его проблема и неудача – не единственные. Когда видишь, что решение подобной проблемы еще никто не нашел – это успокаивает. Когда видишь, что задача решается долго и не сразу – проще отказаться от мысли о своей никчемности.
  9. Надежда и уверенность. Самое главное, что лечит беспомощность – уверенность, надежда, вера в свои силы. Если человек научится видеть, что его успехи – только его заслуга, ситуация сразу станет более позитивной. Кроме того, уверенность в себе поможет пересмотреть свою оценку окружающих, прекратить ревновать и завидовать чужим успехам.

При лечении воспитанной беспомощности важно понять, что если можно научиться быть беспомощным, можно выучиться быть успешным. Даже в опытах Селигмана некоторых собак можно быть переучить. Все пути преодоления бессилия начинаются с того, что надо разрешить себе выйти из этой безвыходной ситуации. Ведь в большинстве случаев мы сами себя продолжаем держать себя в ловушке. А нужно лишь не сдаваться и продолжать пытаться. И иногда вовремя признавать проигрыш и видеть новые возможности. Это лучшая профилактика беспомощных и депрессивных состояний.

Олеся Елисеева
Олеся Елисеева

Получи КОНСУЛЬТАЦИЮ по своей ситуации от автора сайта.
Присылай вопрос на vopros@zhenskaya-dusha.ru

Оцените автора
Добавить комментарий

  1. Михаил

    Какая классная статья! Год назад как раз переживал синдром выученой беспомощности. Это жесть! Ничего не хотелось делать, тупо лежал и смотрел в потолок, умереть хотелось, силы полностью покинули. Если бы не близкие люди, которые вернули меня в чувство, не знаю где бы я сейчас находился. Как написано в статье, действительно неудача за неудачей в бизнесе привели к состоянию овоща. Ноя выкарабкался. Здорово что есть такие полезные сайты, где можно узнать о себе и своем состоянии, но и применить советы по оздоровлению.

  2. Женя

    Расскажу свою историю. Моя мама — преподаватель. И для нее очень важно, как она выглядит в глазах других и какой пример подает. Соответственно, Я всегда должна была соответствовать её образу. В возрасте 7 лет я выступала на сцене в туфлях, которые мне были малы. Я не хотела их одевать. Но других — не было. И мама сказала — ты -мое лицо, ты должна хорошо выглядеть. наверное, тогда я поверила, что я -часть кого-то, и меня самой — нет, я должна быт кем-то.

    И вот мне 42 года, я только сейчас начинаю отделяться (хотя я много раз делала практики на сепарацию от мамы). Вижу её как отдельную женщину. Учусь говорить Я. Я хочу… я люблю. Только сейчас начинаю узнавать себя — что я люблю, что мне нравится

    Я говорю «Мама, я тебя вижу, я — не твое лицо. У меня есть ОТДЕЛЬНОЕ, свое лицо. Оно не зависит от тебя и никак не связано с тобой.
    Твое лицо — это твое.
    Мое лицо — это мое собственное лицо. И ТОЛЬКО я решаю каким оно будет.